Сутеев Владимир Григорьевич

5 июля 1903 в Москве родился в семье врача мальчик, его назвали Владимиром. Отец был одаренным человеком, его увлечение искусством передалось и сыну. Владимир поступил в 11-ю мужскую гимназию, а в последних классах учился уже в советской школе. С 14 лет подрабатывал: рисовал диаграммы для выставок здравоохранения, дипломы для победителей спортивных соревнований, работал санитаром в первом коммунистическом красноармейском госпитале, инструктором физкультуры в младших классах школы. Учился в МВТУ имени Баумана. Поступил на художественный факультет Государственного Техникума Кинематографии. Ещё во время учёбы примкнул к экспериментально-производственной группе мультипликаторов при техникуме (Ю. Меркулов, Н. Ходатаев, З. Комиссаренко, Черкес Даниил Яковлевич). Дебютировал в качестве аниматора в фильме «Китай в огне» (1925), где впервые был применён альбомный метод анимации. В 1928 году окончил учёбу и устроился на кинофабрику «Межрабпомфильм». В 1931 году поставил первый советский оригинальный звуковой мультфильм «Улица поперёк». Вместе с Львом Константиновичем Атамановым и Дмитрием Наумовичем Бабиченко разрабатывал серийного персонажа — Кляксу. В 1935 году перешёл в коллектив Виктора Фёдоровича Смирнова (на «Мосфильм»), где работал, числясь в титрах художником, фактически же выполняя и режиссёрские функции. С 1936 года — на киностудии «Союзмультфильм».

Воевал, прошёл всю войну. Во время войны поставил ряд учебных фильмов на студии «Воентехфильм»: «Ориентирование на местности» (1941), «Типы вражеских танков» (1941), «Уничтожай танки врага» (1941), «Борьба с вражескими танками» (1941), «Как бороться с замораживанием» (1941).

С 1947 года преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме». Внёс вклад в освоение цветного кино. Написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и другими. Владимир Сутеев был амбидекстром, то есть одинаково владел правой и левой рукой, причём одновременно одной мог писать, а другой — рисовать.

С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1947 года работал в Детгизе. Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», венгерского писателя Агнеш Балинт «Гном Гномыч и Изюмка», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски». Чуковский приветствовал её появление рецензией в «Литературной газете».

Иллюстрации Владимира Григорьевича Сутеева часто используются для оформления детских садов, детских лечебных учереждений, столовых, магазинов, детских уголков и т.д. Печатаются на полотенцах, носовых платках и других товарах для детей.

Сказки Сутеева – уникальное явление, ведь они будут интересны и познавательны и крохам, и детям постарше. Главные герои в них – хорошо знакомые всем животные, которых можно увидеть во дворе, в лесу или в зоопарке, а также такие же малыши, как и сами юные читатели. В сказках Сутеева для самых маленьких персонажи попадают в разнообразные ситуации, позволяющие проявить им свои лучшие качества: доброту, самоотверженность, терпимость. Каждая история по-своему познавательна и поучительна. В одних сказках автор показывает, насколько важна в жизни дружба. Настоящий верный товарищ всегда придет на помощь и выручит из беды. Другие истории помогают понять, что добро всегда вознаграждается, а зло будет наказано. Каждая сказка в книгах автора сопровождается красочными иллюстрациями. Они не только помогают окунуться в мир фантазии, но и делают процесс чтения еще более увлекательным. Автор создавал рисунки для своих книг с особой любовью. Это можно увидеть, если присмотреться к персонажам. Каждая деталь тщательно прорисована, а цвета подобраны с большим мастерством. Обилие иллюстраций – отличительная черта книг Владимира Григорьевича. Благодаря этому можно сказки Сутеева читать или смотреть как историю в картинках. Этим они в чем-то похожи на мультфильмы, которые создавал автор. Книжки с произведениями Сутеева не потеряли своей актуальности и до сих пор очень востребованы. Их можно читать для малышей от одного года, а то и раньше. Самых маленьких увлекут яркие картинки. По ним можно не только рассказывать истории, но и учить цвета, распознавать эмоции, знакомиться с окружающим миром. Обязательно возьмите в Центральной детской библиотеке своему малышу сборник сказок Сутеева!

 

 

 

 

Добавить комментарий